В вашем браузере отключена поддержка JavaScript, поэтому вы видите это сообщение.

В приведенных ниже инструкциях описывается, как включить поддержку JavaScript в браузере. Если Вашего браузера нет в списке, перейдите в справочный центр этого браузера.

Internet Explorer (6.0)

  1. Выберите меню Сервис.
  2. Выберите Свойства обозревателя.
  3. Перейдите на вкладку Безопасность.
  4. Нажмите кнопку Другой.
  5. Найдите в списке раздел Сценарии.
  6. Для параметра Активные сценарии установите переключатель в положение Разрешить, после чего нажмите ОК.

Internet Explorer (7.0)

  1. Выберите Сервис > Свойства обозревателя.
  2. Перейдите на вкладку Безопасность.
  3. Нажмите кнопку Другой уровень.
  4. Найдите в списке раздел Сценарии.
  5. Установите переключатель в положение Разрешить для параметров Активные сценарии и Выполнять сценарии приложений Java.
  6. Нажмите ОК.
  7. В окне подтверждения нажмите Да.
  8. Нажмите ОК. Закройте окно.
  9. Перезагрузите страницу.

Opera (9.60)

  1. Выберите меню Инструменты
  2. Далее Быстрые настройки
  3. Установите флажок Включить JavaScrpt

Mozilla Firefox (1.0)

  1. Выберите меню Инструменты.
  2. Выберите Настройки.
  3. Выберите Содержимое на левой панели.
  4. Установите флажок Использовать JavaScript и нажмите ОК.

Mozilla Firefox (2.x)

  1. Откройте Firefox.
  2. В меню Инструменты выберите Настройки.
  3. В окне Настройки перейдите на вкладку Содержимое.
  4. Установите флажок Использовать JavaScript.
  5. Нажмите кнопку Дополнительно, чтобы открыть окно Дополнительные параметры JavaScript.
  6. Установите соответствующие флажки в разделе Разрешить сценариям JavaScript.
  7. Нажмите ОК.
  8. Нажмите ОК.

Apple Safari (1.0)

  1. Выберите меню Safari.
  2. Выберите Настройки.
  3. Выберите Безопасность.
  4. Установите флажок Использовать JavaScript.

Помните, что при обновлении браузера или установке новых приложений или исправлений системы безопасности настройки JavaScript могут быть изменены.

Домой
Поиск
Отправить письмо
Карта сайта

Рейтинг: 1.6/5 (75 голоса)

           

Нужно ли увеличивать размер штрафов за нарушения ПДД?
Нужно. Только так можно навести порядок на дорогах
Бессмысленно. Беспредел не остановить
Можно. Но только за тяжкие нарушения
Нужно. Но и для пешеходов тоже
А что такое ПДД?

 
Статистика | Все опросы

Шины и диски

  1. Основные понятия

  2. Нумерация шин ETRTO

  3. Сведения о маркировке шин

  4. Информация по шинам, предоставляемая изготовителем

  5. Виды дисков. Общая информация

  6. Типоразмер диска, маркировка

  7. Литые колесные диски

  8. Литье или штамповка?

Основные понятия


Вылет (ET) (от -44 до 442 мм)
Расстояние между продольной плоскостью симметрии диска и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым (когда плоскости совпадают), положительным (ступица выпячена наружу относительно середины обода) или отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет подбирается производителем индивидуально так, чтобы машина была устойчива на поворотах и надежно управляема.

Диаметр обода
Монтажный диаметр обода колесного диска, измеренный в дюймах. Рекомендованные диаметры дисков для вашего автомобиля можно найти в прилагающейся к нему документации. Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что диаметр обода диска должен совпадать с монтажным диаметром шины.

Диаметр расположения отверстий
Диаметр расположения центров крепежных отверстий на колесном диске. Также обозначается PCD - Pitch Circle Diameter. Необходимо точно подбирать типоразмер диска под типоразмер ступицы вашего автомобиля. При несовпадении диаметров расположения крепежных отверстий диск будет зафиксирован недостаточно надежно.

Диаметр центрального отверстия (от 0 до 671 мм)
Диаметр центрального отверстия под ступицу. Подбирается в зависимости от размера ступиц вашего автомобиля. Возможен вариант, когда диаметр центрального отверстия диска превышает диаметр ступицы. В таком случае для монтажа и балансировки используются дополнительные переходные кольца. Если же размер отверстия меньше размера ступицы, то установка дисков становится невозможной.

Количество крепежных отверстий
Количество крепежных отверстий на колесном диске. Большинство дисков имеет от трех до девяти отверстий для крепления. Этот параметр напрямую зависит от конструкции и типоразмера ступиц вашего автомобиля. Т.е. если ступица 4/100 (четыре отверстия), то и приобретаемый диск также должен иметь четыре крепежных отверстия, расположенных на окружности диаметром 100 мм.

Материал диска
Материал, из которого изготовлен колесный диск. Существуют стальные и легкосплавные диски (изготовленные из легких сплавов на основе алюминия, магния или титана). Наиболее дешевый материал для изготовления дисков - сталь. Большинство производителей устанавливают на базовые комплектации автомобилей именно стальные диски. Они тяжелые и имеют низкую коррозийную стойкость. Широкое распространение получили алюминиевые колесные диски. Они легче стальных, но имеют более высокую стоимость. Кроме того, высокие требования предъявляются к внешнему покрытию. При взаимодействии алюминия с водой и кислородом, он покрывается белесой оксидной пленкой, что негативно сказывается на внешнем виде изделия. Магниевые диски дороже алюминиевых и также подвержены окислению. В зависимости от методики изготовления они могут иметь различные свойства (см. "Тип"). Литые магниевые диски легкие, но слишком хрупкие. Литые алюминиевые менее хрупкие, чем предыдущий тип, и являются компромиссным вариантом по цене и техническим характеристикам. Кованые алюминиевые диски прочные и не раскалываются при ударе. Кованые магниевые диски обладают очень высокой прочностью, но имеют высокую стоимость. Титановые диски встречаются редко и не получили широкого распространения из-за высокой стоимости.

Тип дисков
Тип колесных дисков. Современные диски по технологии изготовления делятся на четыре типа: штампованные, литые, кованые, сборные. Наиболее дешевым вариантом являются штампованные стальные диски. Они представляют собой обод с приваренной к нему "тарелкой". Большинство автомобилей, сходящих с конвейеров заводов, комплектуются как раз такими дисками. Преимуществами являются невысокая стоимость и возможность восстановления после повреждения, т.к. при ударе такие диски мнутся, а не лопаются. К недостаткам можно отнести большую массу и низкую коррозийную стойкость. Кроме того, такая методика производства не позволяет создать разнообразные дизайнерские решения. Применение для производства дисков легких сплавов (на основе алюминия, магния и титана) позволяет уменьшить вес неподрессоренных деталей машины, что приводит к снижению износа деталей подвески и повышению плавности хода. Существует два способа изготовления легкосплавных дисков: литье и ковка. Литые диски имеют зернистую внутреннюю структуру и при их эксплуатации возможно образование невидимых микротрещин. Из-за этого при сильном ударе диск раскалывается на несколько частей. Для сохранения внешнего вида таких дисков требуется особая защита поверхности от окисления. Преимуществами являются практически неограниченное количество вариантов дизайна, а также отсутствие отходов при производстве. Кованые диски имеют многослойную волокнистую внутреннюю структуру, которая обусловливает высокую прочность и жесткость конструкции, а также высокую коррозийную стойкость. Они более безопасны, чем литые, т.к. при ударе гнутся без образования трещин. Технология производства накладывает ограничения на дизайн кованых дисков, а высокая стоимость не позволяет им вытеснить другие типы дисков с рынка. К отдельному типу относятся сборные диски. Это возможность совместить достоинства литых и кованых дисков в одном. Например, когда обод изготавливается методом ковки, а диск путем литья. Их соединяют между собой титановыми болтами. При повреждении возможна замена отдельных частей диска, но, как правило, стоимость ремонта приближается к стоимости нового колеса. Сборные диски имеют крайне высокую стоимость и считаются наиболее престижными.

Цвет диска
Цвет внешней стороны колесных дисков. Большинство стальных дисков имеют черный цвет, а легкосплавных - серебристый. Однако для имиджевых моделей автомобилей, где важна каждая деталь, выпускаются красные, зеленые, белые, синие и другие диски. Некоторые сервис-центры предлагают услуги по окрашиванию дисков, так что при желании цвет можно изменить уже после покупки.

Ширина обода
Ширина обода колесного диска, измеренная в дюймах. Большинство дисков имеет ширину 3,5-7 дюймов, но спортивные и внедорожные машины могут иметь и более широкие диски. Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что ширина обода диска должна быть меньше ширины профиля шины на 25-30%. Например, для шины с шириной профиля 195 мм (7,68 дюйма) подойдет диск шириной 5,5 дюйма.
Наверх


Нумерация шин ETRTO


Е1 Германия
Е2 Франция
ЕЗ Италия
Е4 Нидерланды
Е5 Швеция
Е6 Бельгия
Е7 Венгрия
Е8 Чехия
Е9 Испания
ЕЮ Югославия
Е11 Великобритания
Е12 Австрия
Е13 Люксембург
Е14 Швейцария
Е16 Норвегия
Е17 Финляндия
Е18 Дания
Е19 Румыния
Е20 Польша
Е21 Португалия
Е22 Россия
Е23 Греция
Е25 Хорватия
Е26 Словения
Е27 Словакия
Е28 Белоруссия
Е29 Эстония

Наверх

Сведения о маркировке шин


  1. На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленных по ГОСТ 4754, ГОСТ 5513 и соответствующих стандарту ETRTO (Е), наносится следующая маркировка:
    1. обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь миллиметровое, дюймовое или смешанное обозначение, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513, должны иметь дюймовое обозначение. Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс - R. Для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится;
    2. индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину, ранее обозначалась норма слойности "НС" или "PR" для шин грузовых автомобилей, а для легковых - индекс грузоподъемности;
    3. индекс категории скорости - условное обозначение максимально допустимой скорости;
    4. индекс давления "PSI" - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом "С" в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей;
    5. знак официального утверждения "Е" с номером страны, выдавшей сертификат соответствия HpaBHnaMN 30 hn 54 ЕЭК ООН;
    6. страна-изготовитель на английском языке;
    7. товарный знак и (или) наименование фирмы-изготовителя шины;
    8. торговая марка (модель шины) - условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки;
    9. обозначение стандарта (без года утверждения);
    10. порядковый номер шины;
    11. дата изготовления, состоящая из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, последняя - последнюю цифру года изготовления;
    12. штамп технического контроля;
    13. надпись "Radial" для радиальных шин;
    14. знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;
    15. надпись "Tubeless" - для бескамерных шин;
    16. надпись "Steel" - для шин с металлокордом в брекере;
    17. надпись "All steel" - для цельнометаллокордных шин;
    18. надпись "Regroovable" - для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
    19. надпись "Reinforced" - для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
    20. надпись "Север" - для морозостойких шин;
    21. буква "Т" на шинах радиальной конструкции с текстильным брекером и каркасом;
    22. знак "M+S" или "М & S" - для шин с зимним рисунком протектора;
    23. надпись "All seasons" - для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
    24. балансировочная метка, только для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754 (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С) - обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5-10 мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль;
    25. буквы "TWI", "С" или другой символ, указывающий - место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора;
    26. национальный знак соответствия при сертификации шины;
    27. буква "С" - после обозначения основных размеров и конструкции каркаса только для шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
  2. На каждой восстановленной шине должны быть четко обозначены на боковине или плечевой зоне протектора:
    1. товарный знак или фабричная марка шиновосстановительного предприятия, порядковый номер восстановленной покрышки;
    2. обозначение покрышки;
    3. класс восстановления;
    4. индекс несущей способности;
    5. индекс категории скорости;
    6. тип восстановления, если покрышка восстановлена по типу "В";
    7. дата восстановления (месяц, год);
    8. обозначение мест расположения индикаторов износа "TWI" или "С" (только в плечевой зоне), факультативно до 01.01.1998 г;
    9. штамп отдела технического контроля;
    10. На покрышках, восстановленных по типу "В", помимо всех указанных выше обозначений, должна стоять буква "в" (малая), указывающая на то, что покрышка восстановлена.
  3. Примеры маркировки:
    1. для шин легковых автомобилей:
      165/80 R13 МИ-166 Steel Radial S 82 Tubeless ГОСТ 4754 106 051072 Made in Russia, где:

      165/80R13 - обозначение (размер) шины, где 165 - обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 - серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R - буквенный индекс радиальной шины, 13 - обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;

      МИ-166 -торговая марка (модель шины), МИ - условное обозначение разработчика шины, 166 - порядковый номер разработки;

      Steel - металлокорд в брокере;

      Radial - радиальная шина; S - индекс категории скорости;

      82 - индекс несущей способности нагрузки;

      Tubeless - бескамерная шина;

      ГОСТ 4754 - обозначение стандарта, по которому производится шина;

      106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996г.);

      051072- порядковый номер шины;

      Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).

      Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак предприятия-изготовителя.

      Ранее выпускаемые шины с порядковым номером 051072 могли иметь следующие условные обозначения заводского номера шины:
      1. МХ89051072, где М - индекс фирмы-изготовителя шины, Х - месяц изготовления шины, 89 -год изготовления шины;
      2. 106М051072, где 10 - порядковый номер недели с начала года, 6 -последняя цифра года изготовления - 1986 г., М - индекс фирмы-изготовителя шины;
    2. для шин грузовых автомобилей постоянного давления:
      10.00R20 ОИ-73Б 146/143J 115PSI ГОСТ 5513 106 80576 Made in Russia, где:

      10.00R20 - условное обозначение шины, где 10,00 - обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, R - буквенный индекс радиальной шины, 20 - обозначение номинального диаметра обода в дюймах;

      ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 10,OOR20 (280R508), где параметры шины 280 и 508 даны в миллиметрах;

      ОИ-73Б - торговая марка (модель шины), где О и И - условное обозначение разработчика шины, 73 - порядковый номер разработки, Б -вариант разработки;

      146/143 - индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес;

      J - индекс категории скорости;

      115PSI - индекс давления;

      ГОСТ 5513 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина;

      106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996 г.);

      80576 - порядковый номер шины;

      Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).


Наверх

Информация по шинам, предоставляемая изготовителем

    Потребителем является гражданин или субъект хозяйственной деятельности, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий или приобретающий конкретные непродовольственные товары для собственного пользования. Покупатель - субъект хозяйственной деятельности, приобретающий товар не для собственного использования. Изготовитель - отечественный или зарубежный субъект хозяйственной деятельности любой формы собственности, производящий конкретные непродовольственные товары для их реализации в Российской Федерации гражданам или другим субъектам хозяйственной деятельности. Согласно "Закону о защите прав потребителя" изготовитель или продавец обязаны предоставлять потребителю и (или) покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации шинах. Информация для потребителя должна быть предоставлена в виде текстового документа, прикладываемого к шинам, и в виде маркировки на шине. В свете указанного закона информация о шине для потребителя должна содержать следующие данные:

  1. Обозначение (размер, конструкция), торговую марку (модель) шины.
  2. Наименование страны-изготовителя на английском языке (Made in....).
  3. Наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы-изготовителя может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита) ее товарный знак.
  4. Обозначение нормативного (или технического) документа, по которому изготавливают шину, на соответствие которому ее сертифицируют.
  5. Информацию об обязательной сертификации: наличие сертификата соответствия, номер, дату его выдачи и орган, проведший сертификацию.

    На шине должны быть нанесены следующие надписи:

    1. знак официального утверждения "Е" с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия требованиям Правил №30,54;
    2. национальный знак соответствия при сертификации шины на соответствие требованиям национального стандарта.
  6. Дату изготовления шины.
  7. Штриховой код шины (для шин, реализующихся в Москве).
  8. Правила и условия безопасной и эффективной эксплуатации, хранения. Основные потребительские свойства или характеристики шин.
  9. Эта позиция включает следующую информацию:

    1. индекс несущей способности для одинарных и сдвоенных шин (условное обозначение максимальной нагрузки на шину);
    2. индекс категории скорости (условное обозначение максимальной скорости шины);
    3. обозначение 'Tubeless" для бескамерных шин;
    4. обозначение "Regroovable", в том случае, если шина имеет возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
    5. индекс давления PSI;
    6. обозначение "M-S" или "М&8"для зимних шин, "All seasons" - для всесезонных;
    7. обозначение "twt'b плечевой зоне (указывающее расположение индикаторов износа);
    8. знак направленного вращения (в случае направленного рисунка протектора). Эти надписи наносят на шину в виде маркировки.

    Остальная информация по эксплуатации шин, в том числе и виды транспортных средств, на которых допускается эксплуатация конкретных шин, представлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин.

  10. Правила и условия ремонта, восстановления шины (если шина восстановлена, на ней обязательно должна быть надпись "Retread").
  11. Юридический адрес изготовителя и (или) продавца.
  12. Гарантийные обязательства изготовителя (гарантийный срок хранения и эксплуатации, отсутствие производственных дефектов до определенного износа или наработка, перечень производственных дефектов). Адреса организаций, рассматривающих претензии потребителей, и проводящих экспертизу. Соответствие товара (шины) заявленной информации является обязательным требованием для изготовителя и (или) продавца.

Информация по позициям 1-7, частично по 8,9 наносится в виде обязательной маркировки на боковины шин (по желанию изготовителя на шинах может быть нанесена и другая, необязательная информация).

Информация по другим позициям может быть представлена изготовителем в виде каталога, руководства, инструкции, формуляра и т.д. (любой специально оформленной изготовителем информации для потребителя).
Наверх



Виды дисков. Общая информация

Все диски можно условно подразделить на категории по материалам - стальные, алюминиевые и магниевые; а также по методу производства для легкосплавных - литые или кованные.

Начнем со стального диска, так распространенного на отечественных автомобилях. Стальной диск появился очень давно и устанавливается на новые автомобили до сегодняшнего дня (ими до сих пор комплектуются большинство автомобилей в мире), так в чем же секрет его долговечности и популярности? Ответ на этот вопрос прост - соотношение цена-качество. Диск очень дешев в сравнение с легкосплавным за счет метода своего изготовления - берется лист стального металла, а затем методом обыкновенной штамповки и последующей сварки получают колесный диск. Ремонтопригодность так же является неотъемлемым плюсом стального диска, который не ломается как алюминиевый или магниевый, а мнется (можно и "порвать", но это возможно сделать лишь при очень большой нагрузке), что означает, что его можно выправить при наличии спец-стонка или при помощи кувалды если повреждение не большое. А если на вашей машине установлены "высокие" (большой серии) покрышки, то чтобы повредить диск, нужно будет очень постараться. Такой диск идеален для поездок на дачу или по проселочным дорогам, что было доказано многолетним использованием дисков данного типа в международных ралли. Но у таких дисков есть и недостатки - в первую очередь внешний вид, который сильно ограничен методом производства; во-вторых, стальные диски на 1-3кг тяжелее, что считается очень многим для неподрессорной массы.

Теперь поговорим о легкосплавных дисках. Как было уже сказано ранее, легкосплавные диски подразделяются на литые.

Литые диски в основном дешевле чем кованные. При производстве литых дисков часто используются сплавы на основе алюминия. Использование алюминия достаточно легко объяснить, ведь алюминий сочетает в себе такие необходимые для колесных дисков качества как прочность и легкость. Конечно, прочность алюминиевых дисков не достигает прочности стальных дисков, но производители научились доводить удельную прочность алюминиевых сплавов до достаточно высоких значений. Еще одним неоспоримым преимуществом литых дисков является возможность создания невообразимых для стальных дисков дизайнов. Также литые алюминиевые диски помогают охлаждению тормозных механизмов, благодаря большей "открытости" дизайна и высокой теплопроводности сплавов.

Но, как и у любой другой вещи, у литых алюминиевых дисков существуют и свои минусы. Например, такое их свойство как хрупкость. При сильном ударе такой диск не сомнется как стальной, а треснет, что при высоких скоростях очень опасно. Для обеспечения прочности дисков данного типа приходится увеличивать их толщину, что неизбежно приводит к увеличению их веса.

Существует еще одна особенность алюминиевых дисков - они очень быстро покрываются оксидной пленкой, что ухудшает их внешний вид. Зато, таже пленка защищает диск от коррозийных процессов. Некоторые производители покрывают диски дорогим лаком для защиты их внешности, но это, естественно, увеличивает их стоимость.

Также литые диски производят и из сплавов магния, металла более легкого чем алюминий. Диски данного типа хорошо держат удары, обладая более высокой, чем алюминий, удельной прочностью. Высокая удельная прочность позволяет снизить вес диска еще больше. В тоже время, и у магниевых дисков наблюдаются признаки образования коррозии, и потому производители используют спец-покрытия для их защиты, что, опять-такиже, увеличивает их конечную цену. В российских условиях применение таких дисков абсолютно не практично, так как зимой они могут покрыться разводами меньше чем за месяц. Также не стоит забывать, что диски не прошедшие российской сертификации могут быть очень опасны на наших дорогах, особенно в данном случае, так как магниевые диски произведенные литьем являются относительно хрупкими по сравнению со своими коваными собратьями. Такие диски могут быть достаточно прочны для западных магистралей, но запас прочности конкретных дисков невозможно определить без долговременного тестирования, так что ищите сертифицированные диски.

НУ а теперь перейдем к самым продвинутым дискам - кованным, методу производства также известного как горячая объемная штамповка. Технология производства кованых дисков невероятна, сложна и потому одсильна лишь крупным металлургическим заводам. Кованые диски являются наиболее совершенными легкосплавными дисками на сегодняшний день, но и наиболее дорогими. Кованые диски невероятно прочны и легки (в среднем на 2-3 килограмма меньше чем стальные штампованные). Кроме того, еще одним неоспоримым преимуществом дисков данного типа является их реакция на удары - кованые диски мнуться, а не трескаются как литые. В общем, выбор очевиден - кованным дискам равных нет.

Но есть и еще один тип дисков - составные. Диски данного типа состоят из нескольких частей, обычно двух, скрепленных металлическими болтами. Болты могут производиться из различных сплавов и металлов но наиболее предпочтительными являются титановые (менее подвержны коррозии чем стальные и прочнее многих сплавов). Остальными частями составного колеса могут являться обод и собственно диск (который, в свою очередь может состоять из нескольких других частей). В принципе к составному диску относится все уже сказанное выше, но не стоит забывать, что обод и сам диск могут быть произведены из различных сплавов и разными методами, а значит, им будут присущи разные эксплуатационные качества. К составным дискам также относятся крутящиеся диски, или спиннеры, как их называют на западе. У таких колес существуют два "под-диска" один основной - несущий, другой - декоративный, а между ними - подшипник или два (на более дорогих версиях). Кончики декоративных дисков слегка утяжелены и благодаря тому, при движение автомобиля диск крутится, а при остановке продолжает крутиться некоторое время по инерции. Такие диски были изначально созданы и запатентованы американцем Спревелл (Sprewell), и потому, иногда также упоминаются под именем спревеллс (sprewells). Спиннеры могут продаваться как целое колесо или как насадка на обыкновенное колесо.
Наверх


Типоразмер диска, маркировка


Характеристика диска задается строкой вида: 5,5Jx15H2 ET30. Где,
  • 5,5 - Ширина обода в дюймах (стандартный ряд: 3,5;4,0;4,5;5,0;5,5;6,0;6,5;7,0).
  • J - Форма бортовой закраины обода (может быть: JJ, JK, K или L).
  • 15 - диаметр обода в дюймах (стандартный ряд: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19).
  • H2 - код конструкции хампов (вариации: H, FH, AH...).
  • ET30 - вылет колеса в мм. (может обозначаться как OFFSET).
Размеры диска

Наверх

Литые колесные диски


Легкосплавные диски подразделяются в зависимости от технологического процесса изготовления на литые и кованые. В зависимости от используемых материалов - на алюминиевые и магниевые. Хотя, в свое время, были попытки изготовить диски из титановых сплавов. Для последних характерна высокая прочность, хорошая пластичность в сочетании с высокой коррозионной стойкостью. Однако из-за сложности в производстве и высокой цены титановые диски не получили распространения. Подавляющее большинство легкосплавных дисков (примерно 95%) изготовляются методом литья.

Плюсы литых дисков
Главное достоинство этого метода заключается в высоком коэффициенте использования материала, что снижает себестоимость производства и является определяющим фактором при формировании цены. Легкость сплавов является основным их преимуществом, т. к. в этом случае снижается масса неподрессоренных частей автомобиля. Из-за этого при движении по неровностям дороги на кузов воздействуют меньшие ударные нагрузки, а значит, улучшается такое эксплуатационное свойство автомобиля, как плавность хода. При этом также улучшаются условия работы подвески: упругие и демпфирующие элементы воспринимают меньшие нагрузки, тем самым увеличивается срок их службы. Облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с поверхностью дороги при наезде на препятствие, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях. Уменьшение массы колеса положительно сказывается на динамике автомобиля, т. к. для разгона и торможения менее инерционного колеса требуется меньшее усилие, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы двигателя, трансмиссии и тормозной системы, а также к уменьшению расхода топлива. В общем, малый вес серьезное преимущество литых алюминиевых дисков, но не единственное. Существенным плюсом таких дисков также является их привлекательная внешность и многообразие вариантов исполнения. Некоторые компании представляют сегодня на рынке более 100 дизайнов литых дисков для любого типа автомобилей.

Минусы литых дисков
Существенным недостатком является получение отливки, металл которой обладает свободной ненаправленной кристаллической структурой, что снижает прочность диска. Поэтому для сохранения прочностных характеристик диска толщину его стенок приходится увеличивать. В связи с высокими требованиями к качеству продукции не все способы литья можно применять при производстве колесных дисков. Основными здесь являются способы литья под низким давлением или с противодавлением. Эти методы обеспечивают повышенные прочностные характеристики при изготовлении объемных тонкостенных деталей.

Технология производства литых дисков
Расплавленный сплав заливают в специальные формы, где он остывает, затем полученные заготовки проходят термическую обработку. Она включает нагрев отливки выше температуры фазового превращения (500-550 0С), выдержку при этой температуре с последующим достаточно быстрым охлаждением в водной среде. В результате закалки получают структурно неустойчивое состояние сплава. Для приближения сплава к структурному равновесию отливки проходят искусственный процесс старения, заключающийся в их нагреве ниже температуры фазового превращения (150-220 0С) и выдержке при этой температуре в течение некоторого времени (3-9 часов) с последующим охлаждением на воздухе. На следующем этапе производства отливки проходят механическую обработку, затем нанесение защитных покрытий. Прочность литейных сплавов, так же как их пластичность, после такой обработки меньше, чем у обычной конструкционной стали. Причем, если прочность ниже на 30-40 %, то пластичность ниже в 4-5 раз.

Использование алюминия в производстве колесных дисков
В качестве конструкционных материалов при производстве литых дисков широко используются относительно дешевые сплавы на основе алюминия (обычно это легированные сплавы алюминия с кремнием). Алюминий является одним из наиболее легких конструкционных металлов, (его плотность составляет 2,7 г/см3), что в сочетании с высокой удельной прочностью его сплава, способствует снижению веса диска. В сравнении со стальными собратьями алюминиевые диски легче на 10 - 20%. Кроме того, диски из алюминиевых сплавов обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов за счет лучшего обдува и высокой теплопроводности материала, а способность алюминия образовывать на своей поверхности прочную оксидную пленку Al2O3 здорово защищает конструкционный сплав от возникновения коррозионных процессов и его разрушения. Но и это еще не все, высокая точность изготовления литых дисков позволяет лучше произвести балансировку колеса, что улучшает виброакустические характеристики автомобиля, а также способствует уменьшению износа подшипников ступиц, шарниров деталей подвески, рулевого привода и шин. Главным их недостатком является низкая пластичность, из-за чего при сильных ударных нагрузках на диск, последний трескается, в худшем случае может даже разрушиться. Отремонтировать же его с сохранением всех исходных характеристик в не заводских условиях практически невозможно.

Использование магния в производстве колесных дисков:
Литые диски изготавливают и из магниевых сплавов (как правило, это легированные сплавы магния с алюминием). Магний является наиболее легким конструкционным металлом (его плотность составляет 1,7 г/см3). Сплавы на его основе обладают более высокой удельной прочностью, чем алюминиевые, что способствует дополнительному снижению веса диска. Поэтому для литых дисков, изготовленных из магниевых сплавов, характерны все преимущества алюминиевых собратьев, причем в большей степени. Однако, литой магниевый диск помимо низкой пластичности, имеет еще один серьезный недостаток - чрезвычайно низкую коррозионную стойкость, что вынуждает производителей использовать для защиты поверхности прочные многослойные покрытия. Во многом "благодаря" этому литые магниевые диски не получили широкого распространения и изготавливаются на сегодняшний день в ограниченных количествах.

Заключение
С литыми дисками сложнее. В настоящее время насчитывается более 90 зарубежных фирм, которые занимаются производством легкосплавных колес. На территории России серьезно представлены от силы шесть (имеются ввиду те, кто кроме рекламы предлагает товар). Многие российские дистрибьюторы зарубежных компаний не до конца понимают, что Россия, наверное, единственная страна в мире, где можно встретить автомобиль не только разной марки, но машины выпуска 70-т лохматого года и автомобиль, о котором только вчера заявил производитель. А все авто передвигаться без дисков не могут, и дистрибьютор должен предоставить диски на все автомобили. Тут и возникает проблема с финансированием данного проекта и, конечно, вторая проблема - кадры.
Наверх


Литье или штамповка?

Выбор колесных дисков для автомобиля  С ростом производства алюминия и появлением обрабатывающих центров под управлением компьютеров, легкосплавные колеса получили широкое распространение и их преимущества по отношению к штатным стальным колесам ощутили обычные автомобилисты. Чем же лучше литые диски? Рассмотрми всё порядку.



  Отличный внешний вид. Дизайнер может творить, а производство - воплотить. Технология литья дает свободу в создании дизайна колеса.

  Минимальность дисбалансов и точность установочных размеров достигается за счет точности доводки пресс-форм и мехобработки поверхностей вращения.

  Легкость и прочность. Легкосплавные колеса легче традиционных стальных дисков, поскольку основу сплава составляет алюминий - легкий, "крылатый" металл. Конкретный вес колеса определяется его дизайном. Прочность колеса зависит от конструкции, качества сплава и выполнения технологических требований на каждом этапе. Механические свойства алюминиевого сплава после ковки лучше, чем сплава, применяемого при литье колес, поэтому начиная с диаметра в пятнадцать дюймов кованые колеса, как правило, легче литых.

  Что дает малый вес колеса? Парой килограммов больше, парой килограммов меньше, какая разница?
  Разница большая. Легкосплавное колесо легче стального на 20-50% . Что это значит для подвески, для хода автомобиля? Автомобиль будет идти мягче, более плавно. Поскольку, чем меньше вывешенная на рессорах масса (неподрессоренная масса - шина, колесо, тормозной диск, колодки и др.), тем плавней ход автомобиля, и быстрее гасятся колебания. А следовательно - больший комфорт и меньший износ подвески.
  Известно, что груженый автомобиль идет плавней. Почему? Вспомним физику. Если два грузика соединить пружинкой и ударить по одному, то вскоре оба грузика будут колебаться с одинаковой частотой, определяемой массами обоих грузов и жесткостью пружины. А если один грузик легкий (колесо), другой тяжелый (кузов), то частота колебаний в большей мере определяется массой легкого груза (колеса) и жесткостью пружины. В динамике прохождения неровностей дороги снижение массы колеса на один килограмм эквивалентно увеличению подрессоренной массы на 15-20 кг. То есть комфорт возрастает, как будто в кузове равномерно распределили дополнительных 60-80 кг, а фактически масса автомобиля чуть уменьшилась, и разгонная динамика улучшилась.

  Алюминий, он такой мягкий, как из него можно сделать колесо?
  Ощущение мягкости идет от алюминиевой фольги (в которой можно отлично приготовить курицу или рыбу в духовке) и алюминиевых жил электрических проводов. Электрические провода и многие сорта фольги сделаны из технически чистого алюминия.
  Колесо же делают не из алюминия, а из алюминиевых сплавов. А свойства применяемых сплавов такие, что литые или кованые колеса гораздо лучше воспринимают удар, чем стальные, и сохраняют форму. Если отбросить катастрофически сильные удары, то легкосплавные колеса из алюминиевых сплавов практически вечны.
  Многообразие алюминиевых сплавов позволяет подобрать материал для решения весьма сложных инженерных задач. Например, методом литья под давлением из алюминиевых сплавов делают такие ответственные части двигателей внутреннего сгорания, как поршни, цельные литые блоки без стальных гильз и гальванопокрытий в камере сгорания.

  Какое колесо лучше - литое или кованое?
  Лучшее колесо то, которое подходит на Ваш автомобиль и нравится Вам. А ГОСТ для легкосплавных колес один.
  Если Вы не можете определиться, какую технологию предпочесть, то можно выбрать колесо, где присутствуют обе технологии. Например, фирма OZ выпускает трехчастичное колесо: диск - кованый, внешний обод - катаный, внутренний обод - литой, - и все это скручено титановыми болтами.

  Как отличить сборные легкосплавные колеса от "литья" (литых колес)?
  Основная часть легкосплавных колес в мире - цельнолитые (одночастичные, моноблочные), изготовленные по технологии литья под давлением или литья в кокиль. В двухчастичных легкосплавных колесах диск и обод соединены стальными или титановыми болтами, равномерно распределенными по периметру обода. Головки этих болтов и придают колесу необычный, "навороченный" вид. Отметим, что диск и обод могут быть изготовлены по различным технологиям.
  Многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы различить цельнолитое колесо с фальшболтами от сборного, следует посмотреть на колесо с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны (без шва).
  Технических преимуществ сборные колеса, особенно со стальными болтами, перед цельнолитыми не имеют. Фальшболты же только увеличивают вес колеса, к тому же могут теряться, особенно на наших дорогах.

  Можно ли устанавливать легкосплавные колёса на автомобиль самостоятельно?
  В принципе установка легкосплавных колёс на автомобиль мало отличается от установки стальных колёс, и её можно выполнить самостоятельно. Но есть ряд причин, по которым мы рекомендуем устанавливать колёса, особенно новые, в специализированных сервисных центрах. Перечислим их:
  Шиномонтаж должен выполняться на хорошем оборудовании, чтобы не повредить лакокрасочный слой.
  При балансировке шины на колесе с использованием грузиков на "липучке" должен выбираться соответствующий режим балансировочного станка.
  При установке следует убедиться, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточная для надёжного крепления колеса. Например, "родной" жигулёвский болт, которым приворачивается стальное колесо, использовать нельзя - недостаточная длина резьбовой части, отсутствие "юбки". Поэтому легкосплавные колёса для "Жигулей", как правило, комплектуются своими болтами.
  При установке колёс следует убедиться, что ничто не мешает плотному примыканию привалочных плоскостей ступицы и колеса. Плотному смыканию могут мешать, например: ловители, головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, колпачки от прежнего стального колеса, используемые вместе с легкосплавным.
  Колесо должно быть отцентрировано по центральному отверстию.
  Следует убедиться, что внутренняя часть диска не задевает тормозные элементы. В случае, если на автомобиле используются тормоза с плавающими суппортами, то расстояние от диска до суппорта должно быть не менее 3-5 мм. В противном случае, суппорт может касаться диска после замены тормозных колодок.
  Шина не должна касаться кузова автомобиля при крайних положениях руля.

  Что такое х-фактор колеса?
  Колесо состоит из обода и диска, в обычном стальном колесе эти две части соединены сваркой. В легкосплавном колесе диск и обод формируются одновременно литьем или ковкой.
  Расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска и называется "х-фактором". Это понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируются стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид.
  Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо "встанет" на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость, например, ГАЗ-24 (барабанные тормоза на передней и задней осях). У многих джипов, в том числе и у "Нивы" 2121, конструкция дисковых тормозов такова, что суппорт практически не выходит за привалочную плоскость, и соответственно, колеса для этих авто могут быть с небольшим х-фактором.
  Еще раз подчеркнем, что х-фактор - понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу. Поэтому мы рекомендуем устанавливать колеса в специализированных торгово-сервисных центрах.

  Как определить установочные параметры колеса?
  По колесным каталогам или путем непосредственного измерения. И то, и другое лучше делать в специализированных магазинах.

  Какие колеса лучше - магниевые или литые?
  Колеса из магниевых сплавов могут быть как коваными, так и литыми. Магниевые сплавы подвержены общей коррозии, гальвано-коррозии, поэтому поверхность колеса перед покраской должна быть защищена специальным покрытием, а в крепежные отверстия должны быть запрессованы переходные втулки.
  Магниевые колеса имеют меньший вес, чем колеса из алюминиевых сплавов. Используются, в основном, в автоспорте.

  Можно ли установить на автомобиль диски с иными параметрами (по всей видимости, с другим вылетом)? Насколько это может повлиять на управляемость, состояние подвески?
  Установочные параметры колеса PCD - диаметр центров крепежных отверстий - и DIA - диаметр отверстия под ступицу - должны строго соответствовать автомобилю.
  Относительно вылета: по субъективным впечатлениям большинства водителей, изменения управляемости автомобиля при изменении вылета колеса на несколько миллиметров не ощущается. Более того, при тюнинге автомобилей зачастую устанавливают колеса с вылетом, значительно отличающимся от "родного", например, установка колес турецких производителей с нулевым вылетом (ЕТ 0) на "восьмерку" (ЕТ 35).
  Эти колеса продаются не первый год и получили широкое распространение.
  Тем не менее, эксплуатация автомобиля, колеса которого имеют вылет, значительно отличающийся от родного, может принести владельцу определенные неудобства, как-то: более частая мойка автомобиля (если колесо выступает за пределы колесной ниши), дополнительные регулировки при проверке развал-схождения.

  Зачем нужны адаптеры при установке легкосплавного колеса?
  Речь, видимо, идет о центрирующих кольцах. Они нужны для точной соосности колеса и ступичного подшипника автомобиля. Для иномарок (за исключением "Мерседес" и "БМВ") "КиК" выпускает колеса с центральным отверстием DIA 67,1 (диаметр измеряется с внутренней стороны колеса). Если колесо ставится на иномарку с другим центральным отверстием, например, "Форд" с DIA 63,34, то в колесо необходимо установить желтое центрирующее кольцо с внутренним диаметром 63,4 и внешним 67,1. Без такого кольца колесо с шиной, отбалансированное на самом точном станке, после установки на автомобиль будет "бить".
  Можно ли прокатать литой диск с маленьким повреждением обода?
  Если нет трещин и микротрещин, то прокатать литой колесный диск нашего производства и восстановить геометрию при малых повреждениях возможно. Такую услугу предлагают многие мастерские. Однако мы не рекомендуем ей пользоваться, поскольку колесо после прокатки не отвечает требованиям ГОСТа на легкосплавные колеса (косой удар и усталостная прочность при радиальной нагрузке), а именно эти два испытания отвечают за безопасность использования колес на автомобилях.

Безусловным преимуществом литых дисков является их привлекательный внешний вид. Наверное, никто не будет с этим спорить, ведь автомобиль с литыми дисками преображается, придавая автомобилю более солидный и красивый вид. Если исходить из рекламы литых дисков, то это не единственное их преимущество. Многие утверждают, что с литыми дисками автомобиль быстрее едет, лучше разгоняется и к тому же меньше употребляет горючего. Разберемся с этим поподробней.

Для всех этих пунктов необходимо снижение общей массы автомобиля, что вполне достижимо с применением литых дисков. Только вот они не намного легче штампованных, т.к. из-за хрупкости литых дисков производители намерено увеличивают жесткость и прочность, а это в свою очередь сказывается на весе каждого диска. Но, все равно литые диски немного легче штампованных, но разница не столь существенна. Все четыре диска снизят массу автомобиля всего на 10 килограмм, что очень мало скажется, как на расходе топлива, так и на динамических характеристиках. Почувствовать улучшение смогут только автоспортсмены, и то не на каждом автомобиле. Для них применение более легких дисков оправдано, ведь победа в соревнованиях определяется долями секунд, которые способны принести более легкие колеса по сравнению со штампованными.

Другое серьезное преимущество литых дисков - это более улучшенное управление. Это достигается благодаря тому же снижению массы колеса. С литыми колесами автомобиль лучше обрабатывает профиль дороги и более чувствителен к разным неровностям на дороге. Но и тут есть ложка дегтя. На автомобиле с зависимой подвеской результата не будет, ведь какой-либо положительный эффект будет только на автомобиле с независимой подвеской.
Наверх




Добавить комментарий →

Ваше имя:

Ваш комментарий:
Код защиты от спама:

 

[ Copyright ] © 2008-2017 « ЗнайПДД.ру ». Использование материалов без согласия авторов запрещено. « Статистика сайта »
« Мы на ВКонтакте ». Вы можете написать нам, сообщить об ошибке.
Реклама на сайте. Подпиcаться на новости сайта.


Rambler's Top100 Индекс цитирования